Главное меню

Главная
Новости школы
Паспорт школы
Устав
План работы школы
Сведения об образовательной организации
Исполнение 223-ФЗ
Нормативные документы, регламентирующие деятельность школы
Нормативно-правовая документация
Паспорт дорожной безопасности
Положения
Государственно-общественное управление школой
Система управления
Управляющий совет
Наблюдательный совет
План работы Совета учащихся
Регламент работы учреждения
Аттестация педагогов
Нормативные документы
Материалы педагогов
Конкурс «Лучший педагог»
Сведения о работниках
Аккредитационное свидетельство
Лицензия
Отчет о результатах самообследования
План финансово-хозяйственной деятельности
Коллективный договор
Структура классов
Перечень учебников
Приём в школу
Правила приёма в 1 класс
Кол-во мест в 1 классах
Кол-во мест для приёма (перевода)
Школьная служба примирения
Инклюзивное образование
Инновационная деятельность школы
Учебный план
Расписания
Расписание учебных занятий
Расписание звонков
Расписание автобусов
Образовательная программа
Публичный доклад 2017
Муниципальное задание
ФГОС
ФГОС ООО
ФГОС НОО
ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Работаем по новым стандартам
Оказание платных образовательных услуг
Администрация школы
Методическая работа
План методической работы
Методические объединения
МО учителей русского языка и литературы
МО учителей иностранного языка
МО учителей математики
МО учителей естественных наук
МО учителей начальных классов
МО учителей технологии, ИЗО, музыки, физкультуры, ОБЖ
ГИА
Выпускникам 2018
Методические рекомендации
Советы психологов
Правила заполнения бланков
Профориентация
Нормативная документация
Мероприятия
Реализация программы "Одаренный ребенок"
Олимпиады и конкурсы
Стипендиаты
Достижения
Достижения школы
Наши медалисты
Воспитательная работа
Нет наркотикам!
План месячника оборонно-массовой работы
Планы воспитательной работы
Комплексный план мероприятий
Оздоровительный лагерь
Военно-патриотическое воспитание
Социальное партнерство
Кружки, секции
Олимпиады и конкурсы
Музей в школе
Наша аллея "Умников"
Школьная газета
Библиотеки
Медицинский кабинет
Условия питания
Оплата труда
Публикации
Савелова Т.Е.
Медуница Т.Н.
Воробьева О.А.
История школы
Исторические события
Директора
Актированные дни
Родителям и детям
Информация
Безопасный интернет
Медиабезопасность
Советы психолога
Архив новостей
Результаты СОУТ
Вакансии
Резерв управленческих кадров
Резерв вакансий
Образовательные минимумы 2017
НСОКО

Анкета

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством примененияинформационно-компьютерных технологий обучения

 

(Публичная презентация педагогического опыта)

 

Каждый день, в который вы не пополнили
своего образования хотя бы маленьким, но
новым для вас куском знаний…считайте
бесплодно и невозвратно для себя погибшим
К.С.Станиславский

 

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством примененияинформационно-компьютерных технологий обучения zip

 

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. Чувство юмора? А почему бы и нет! А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске (слайд № 3). Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий.

Естественен вопрос: «Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?»

Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые информационные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.

Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках посредством применения информационно-компьютерных технологий» я задала себе два вопроса:

- в чём актуальность этого вопроса в наши дни?
- каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?

Попробую ответить на первый вопрос: «В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах?»

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка (слайд №4).

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.

На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Это одна сторона вопроса.

А теперь подойдём к этому вопросу с другой стороны.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе (слайд №5)

«Научить человека жить
в информационном мире
- важнейшая задача
современной школы».
Семенов А. П.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ (слайд№6).

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам (слайд № 7).

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

А теперь перехожу ко второму вопросу: «Каковы результаты использования ИКТ в начальной школе?»

Работа с компьютером у детей повышает интерес и усиливает возможности доступа к современной, свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

В настоящее время на первое место в моей работе выходят компьютерные технологии. На уроках использую компьютерные игры развивающего характера, программы Microsoft Word; приложения Power Point; Excel и другие.

Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: (слайд №8)


- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков окружающего мира.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: так, например, на уроке «Природные зоны» при объяснении (введении) нового материала использовала видеофрагмент (слайд №9).

На этапе актуализации знаний предложенный наглядный материал помогает подвести учащихся к определению темы урока, активировать мыслительную деятельность. При изучении нового материала используются наглядное сопровождение урока (видеосюжеты, фотографии, иллюстрации, графические схемы), что способствует качественно обработать и сохранить полученную информацию, а также расширяет кругозор учащихся об изучаемых объектах окружающей среды. При объяснении темы «Птицы весной», использовалась презентация с записью голосов птиц (слайд № 10).

Предложенные слайды в работе, раскрывают основные аспекты урока, что способствует пониманию и глубокому усвоению новых знаний, активизирует внимание учащихся. Презентация содержит кроссворды, загадки способствующие развитию логического мышления, речи, кругозора учащихся. А представление данного материала в виде слайдов презентаций способствует развитию зрительного восприятия учащихся (слайд № 10).

На этапе закрепления урока или обобщения материала по теме «Природные зоны Арктики использовала кроссворд, его также можно использовать и в качестве занимательного материала. На этапе закрепления изученного и при подведении итога урока графические схемы помогают оперативно проконтролировать усвоение изучаемой на данном уроке темы, а ученикам обобщить полученные знания (слайд № 11).

Для уроков окружающего мира используя замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», можно приготовить учителю по различным темам справочный материал. Для первоклассников он содержит обязательно иллюстрацию и небольшой по объёму и доступный для понимания текст. Для учащихся 2-4 классов объём материала наращивается и углубляется от класса к классу, добавляются другие темы. Ученики часто отправляются на поиск слов или дополнительного материала к урокам самостоятельно, проявляя свою инициативу. Работая над проектом «Азбука эколога», дети были разделены на подгруппы, учитывая их личные интересы. Ребята работали под девизом: (слайд № 12).


Самая большая ценность в мире — жизнь:
чужая, своя, жизнь животного и растений;
жизнь культуры; жизнь на всем протяжении
— и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Н.К. РЕРИХ

Цель проекта: пропаганда экологических знаний среди младших школьников, воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования детей.

Человек в результате своей жизнедеятельности наносит огромный ущерб природе, поэтому очень важно с раннего возраста привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды, научить детей правилам природопользования.

Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. Следует изменить отношение к природе. Следовательно, первоочередная задача состоит в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры. Ребята 1 группы работали по теме « Лес и человек», 2 группы «Роль леса в природе и жизни человека», 3 группа « Водоемы родного края». Каждая группа приготовила выступления и короткие презентации. В заключение урока был просмотр мультимедийной презентации. Во время просмотра ученикам рассказывается, что нужно делать, и о чём необходимо знать, чтобы участвовать в охране природы родного края, показать, что они сами могут сделать для улучшения экологической обстановки, а значит встать на защиту собственного здоровья (слайд № 13).

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчим домом. Данную работу можно использовать, как на уроках природоведения, окружающего мира, так и во внеурочной работе с целью воспитания экологической культуры детей младшего школьного возраста, кроме того, можно использовать при работе с родителями во время родительских собраний или консультаций.

Применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

В 3 классе при закреплении темы «Цветы», использовалась презентация из детской энциклопедии Кирилла и Мефодия (слайд № 14).

Дети радуются очередной находке, в классе представляют результат своего исследования и, конечно поощряются за это. Я не жалею на уроке времени для таких сообщений и постепенно число желающих растёт, растёт заинтересованность учащихся, а отсюда и познавательный интерес - расширение и углубление знаний и приобретение навыков самостоятельности

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Мультимедийные и гипермедийные технологии представляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях.

Учащиеся 3-4 классов пробуют себя в составлении презентации по какой-то, интересной для них теме или оформление результатов исследования. Эти презентации могут быть как групповые и индивидуальные работы. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.

В прошлом и в этом учебном году 7учащихся моего класса принимали участие в районном конкурсе учебных проектов с презентациями и были награждены и отмечены Дипломами лауреата,13 учащихся участвовали во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», работы опубликованы на сайте www.portfolio.1 september.ru. и в сборник тезисов, класс стал победителем IV Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников имени Н.Н.Моисеева «Человек на Земле», Макаров Иван - победитель заочного этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и лауреат Всероссийской детской конференции в Москве.

Безграничны возможности компьютерных программ Microsoft Word и Microsoft Excel для создания дидактических материалов. Основная задача создания учителем дидактических материалов – управление усвоением знаний школьниками по конкретной теме, подведение итогов их деятельности, контроль и учёт знаний. Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, кроссворды, таблицы, диаграммы, инструкции к заданиям, памятки, тренажёры, дневники наблюдения за погодой и явлениями природы, публикации для дополнительного чтения, рефераты, рабочие тетради и др.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Современные дети дружат с техникой, очень быстро её осваивают, у них нет страха, боязни что-то сделать не так, сломать, испортить. Поэтому пояснения учителя воспринимаются легко, выслушиваются внимательно, к тому же, оказывается, у всех детей дома уже имеется компьютер. «А покажите ещё?» «А можно я?» «А когда?» «А мы будем ещё на уроке работать за компьютером?» - эти вопросы звучат постоянно, они свидетельствуют о заинтересованном отношении детей к компьютерной программе. Яркие красочные рисунки, понятные и доступные задания, простые способы выполнения их, необычность – всё это привлекает детей, заинтересовывает их, даёт им желание не просто сидеть за компьютером, а выполнять задания.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от самого процесса учения. Конечно, урок с использованием компьютерных технологий требует дополнительной подготовки, и без создания программы не обойтись, и организационные проблемы возникают, но всё это окупается полученными результатами, довольными лицами учеников (слайд № 16).