Главное меню

Главная
Новости школы
Паспорт школы
Устав
План работы школы
Сведения об образовательной организации
Исполнение 223-ФЗ
Информационная безопасность
Нормативные документы, регламентирующие деятельность школы
Нормативно-правовая документация
Паспорт дорожной безопасности
Положения
Государственно-общественное управление школой
Система управления
Управляющий совет
Наблюдательный совет
План работы Совета учащихся
Регламент работы учреждения
Аттестация педагогов
Нормативные документы
Материалы педагогов
Каникулярный отдых
Конкурс «Лучший педагог»
Сведения о работниках
Аккредитационное свидетельство
Лицензия
Отчет о результатах самообследования
План финансово-хозяйственной деятельности
Коллективный договор
Структура классов
Перечень учебников
Приём в школу
Правила приёма в 1 класс
Кол-во мест в 1 классах
Кол-во мест для приёма (перевода)
Школьная служба примирения
Инклюзивное образование
Инновационная деятельность школы
Учебный план
Расписания
Расписание учебных занятий
Расписание звонков
Расписание автобусов
Образовательная программа
Публичный доклад 2018
Муниципальное задание
ФГОС
ФГОС ООО
ФГОС НОО
ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Работаем по новым стандартам
Оказание платных образовательных услуг
Администрация школы
Методическая работа
План методической работы
Методические объединения
МО учителей русского языка и литературы
МО учителей иностранного языка
МО учителей математики
МО учителей естественных наук
МО учителей начальных классов
МО учителей технологии, ИЗО, музыки, физкультуры, ОБЖ
ГИА
Выпускникам 2018
Методические рекомендации
Советы психологов
Правила заполнения бланков
Профориентация
Нормативная документация
Мероприятия
Реализация программы "Одаренный ребенок"
Олимпиады и конкурсы
Стипендиаты
Достижения
Достижения школы
Наши медалисты
Воспитательная работа
Нет наркотикам!
План месячника оборонно-массовой работы
Планы воспитательной работы
Комплексный план мероприятий
Военно-патриотическое воспитание
Социальное партнерство
Кружки, секции
Олимпиады и конкурсы
Музей в школе
Наша аллея "Умников"
Школьная газета
Библиотеки
Медицинский кабинет
Условия питания
Оплата труда
Публикации
Савелова Т.Е.
Медуница Т.Н.
Воробьева О.А.
История школы
Исторические события
Директора
Актированные дни
Родителям и детям
Информация
Безопасный интернет
Медиабезопасность
Советы психолога
ТЕХНОПАРК
Лицензия
Паспорт
Сотрудничество
Достижения
Выставки и презентации
Архив новостей
Результаты СОУТ
Вакансии
Резерв управленческих кадров
Резерв вакансий
Образовательные минимумы 2017
НСОКО

Анкета

Из опыта работы Савеловой Т.Е.,
учителя русского языка и литературы

 

 

Проектная деятельность в школе как средство развития социально-личностных компетенций учащихся

 

 

Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Г.Спенсер

Проектная деятельность в школе как средство развития социально-личностных компетенций учащихся zip

 


Школа - государство, в котором свои законы: звонки, уроки, экзамены, учителя, каждый из которых считает свой предмет самым важным. А за порогом школы – самостоятельная жизнь, предъявляющая свои требования. Наблюдая за тем, как сложилась судьба моих выпускников, заметила, что успешность в школе, это ещё не гарантия успешности в жизни. Почему? Ответ нашла в исследованиях одной из кампаний: 81% неуспешности людей объясняется их личностными качествами.

"Зачем мне все ваши предикативные части, кульминации, гротески, когда я не собираюсь становиться филологом?"- заявил мне однажды один ученик. Он уверен, что занимается бессмысленным делом. А пока школьник не осознаёт потребности в получении знаний, пока нет мотивации, нет и желания учиться.

Две ситуации оказались сторонами одной медали: успешность в жизни напрямую зависит от социально-личностных компетенций, интерес к учёбе тоже связан с личностными качествами. Это и определило актуальность темы и позволило обозначить проблему: несоответствие между единым для всех учащихся базовым содержанием образования и социальными потребностями общества.

Учитывая, что на сегодняшний день существует множество классификаций социально-личностных компетенций, для себя выделила главные:

    § коммуникативная;
    § готовность к социальному взаимодействию;
    § самосовершенствование, саморазвитие и личностная рефлексия;
    § готовность к разрешению проблем.

Наблюдения и анализ позволили определить самый перспективный для развития социально-личностных компетенций метод – метод проектов, в основе которого лежит принцип «проживания», позволяющий сделать ученика активным участником обучения, а не сторонним наблюдателем. Обосновать результативность проектной деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе - такова цель проекта, получившего творческое название «Не проходить, а проживать». Поставлены задачи:

  1. изучить опыт проектной деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе;
  2. интегрировать урочную и внеклассную работу через создание пресс-центра: выпуск школьной газеты и разработку сайта;
  3. провести рефлексивный анализ деятельности, используя эмпирические методы: наблюдение, беседу, анкетирование, психодиагностическое тестирование.




В литературе широко представлены разные аспекты проблемы развития социально-личностных компетенций учащихся, но подробно не освещается интеграция проектной деятельности.

Всем педагогам известна фраза «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал-понял». Каждому из нас, конечно же, хочется, чтобы ученик запомнил материал урока и, самое главное, понял! Для решения этой задачи оптимальным представляется метод проектов, который последнее время стал важной составляющей моей работы.

Что такое проект?

Проект – это проблема. Личная, социальная, экономическая, любая. Проблема – это негативная ситуация. И любой нормальный человек будет искать пути выхода из нее. То есть, пути перевода негативной ситуации в позитивную. Это далеко не всегда просто. Чаще всего, для решения проблемы требуется произвести ряд осмысленных действий, затратить время и ресурсы, привлечь других людей. Но, прежде всего, надо понять, что конкретно представляет из себя негативная ситуация, определить, какие есть варианты решения проблемы и выбрать наиболее оптимальный из них.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

Учебный проект, как комплексный, а многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школ, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Дети плохо усваивают правила русского языка, теоретические сведения – проблема, с которой сталкиваются все учителя. Решить проблему помогают проекты. Предлагаю учащимся создать схемы, таблицы, которые помогут одноклассника усвоить материал, сделают его наглядным и запоминающимся. Материалы проходят отбор, и лучшие становятся дидактическим материалом для использования на уроках. Таким является проект по теме «Виды связи слов в словосочетании», «Обособление определений».

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Более трудоёмкая форма проекта, требующая особых усилий и времени. Такой проект пока получается один в год. Первый из них – «Вечная литература». Проблемный вопрос этого проекта «Зачем читать классику?» - действительно актуален в современном обществе, когда люди стали меньше читать. Группы, которые работали над созданием проекта, не только перечитывали «Горе от ума», но и делали обзор современной прессы, изучали критические статьи и проводили социологический опрос. Этот проект не только исследовательский, но и творческий. Приятно, что он заинтересовал учащихся и в этом году. Была создана группа, которая создала рекламный ролик современного фильма, по мотивам знаменитой комедии.

Со старшеклассниками разработали проект «Счастливая семья». Группам было предложено, перечитав роман «Война и мир», не только представить рассказ о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных, но и объяснить, в чём секреты бед и радостей представителей этих семей.

Был разработан и проект «Расставим точки над «Ё»», материалы его опубликованы на сайте газеты «Первое сентября». С такого рода проектами работаю постоянно.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Например, в 6 классе, при изучении пьесы «Синяя птица» учащиеся рисовали души знакомых предметов и рассказывали о них.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п.

Традиционно провожу уроки-театрализации, которые очень интересны для учащихся. Например, урок-суд над Чацким.

Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся - проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркну: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Результат совместной деятельности на уроке – это самые разные творческие продукты: презентации, схемы, обложки книг, сценарии, инсценировки, иллюстрации и т.д. Но если они созданы только для урока, значимость их понижается.

Безосновательно утверждать, что социально-личностные компетенции могут быть сформированы на каком-то определённом уроке – это непрерывный процесс, поэтому возникла необходимость организации дела, интегрирующего урочную и внеклассную деятельность. Русский язык и литература - это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения образовательного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества знаний на выходе — диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Мировая, и отечественная практика доказала, что метод проектов имеет относительно низкую эффективность на уроках этой группы предметов. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Таким делом стало создание пресс-центра. Работа над таким проектом ведётся мной уже пятый год. Этот проект мы именуем ещё и социальным - выпуск нашей сначала классной, а теперь и школьной газеты «ГАВ». Участие в проекте - реальная возможность для учащихся заявить о себе, поспорить на интересующие темы, высказать свою точку зрения. Это одновременно и площадка для совершенствования своих творческих способностей: все учащиеся класса в разное время были авторами материалов газеты. Объединённые общим делом, учащиеся имеют возможность «примерить» на себя разные социальные роли корреспондентов, корректоров, наборщиков, дизайнеров, распространителей и т.д.

Наряду с регулярным изданием, которое выходит четыре раза в год, создано и приложение, в котором печатаются работы начинающих авторов. Число их постоянно растёт. Параллельно с печатным изданием существует сайт газеты, позволяющий сделать её интерактивной, быстро реагировать на события, проблемы, вести обсуждение, проводить социологические опросы. На форуме организованы разделы и рубрики. Активных пользователей сайта немного, но число их постоянно растёт. При такой организации осуществляется и тесное взаимодействие разных социальных групп.

Важными звеньями выстроенной цепочки являются кружок «Юный журналист» и элективный курс «С ручкой и блокнотом покоряем мир…», программы которых разработаны мною.

Как правило, критерии, по которым оцениваются результаты проектной деятельности, субъективны: наблюдения показывают, что взаимодействия между участниками проекта становятся бесконфликтными и приводят к более быстрому достижению результата.

Анкетирование также подтверждает, что учащимся легче общаться между собой, проще находить компромисс при обсуждении проблем. Выросло количеству учеников, принявших участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Этот критерий объективно свидетельствует о взаимосвязи между проектной деятельностью и общей развитостью. Показателями успешности можно считать и увеличение числа учащихся, занятых общественной жизнью: театральные выступления, конференции, игры и соревнования. Социометрия, проведённая психологом школы в классах, где мной ведётся преподавание, подтверждает положительную динамику развития коллективов.

Межличностные отношения в классах благоприятны. Преобладает наличие положительных социометрических статусов (лидеры и принимаемые). Все ребята включены в творческую деятельность. Благоприятная обстановка, совместная деятельность и общение учащихся не затруднены, носят доброжелательный характер. Проект долгосрочный и, главное, перспективный: он даёт возможность вовлекать в это инновационное пространство большую аудиторию, интегрировать образовательный процесс и делать его непрерывным: в настоящее время мои коллеги, преподаватели предметов других циклов охотно присоединяются к участию в проекте. Разработанный мной проект не требует много затрат на его реализацию, но он подтверждает связь между социально-личностным развитием школьников и творческой проектной деятельностью в урочное и внеурочное время.