Итоговое сочинение (изложение)
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
Письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021
О порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2021/2022 учебном году
Приказ ДОиМП ХМАО-Югрыы № 10-П-1558 от 12.11.2021 года
Об утверждении порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2021/2022 учебном году
Приказ ДОиМП ХМАО-Югрыы № 10-П-1560 от 19.11.2021 года
Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2021/2022 учебном году
Приказ ДОиМП ХМАО-Югрыы № 10-П-1606 от 25.11.2021 года
О проведении итогового сочинения (изложения) для обучающихся, завершающих освоение образовательных программ среднего общего образования в учреждениях, реализующих образовательные программы среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 1 декабря 2021 года
Приказ ДОиМП ХМАО-Югрыы № 10-П-1617 от 26.11.2021 года
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном год
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
![]() |
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. |
![]() |
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. |
![]() |
3. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. |
![]() |
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. |
![]() |
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. |
На сайте «Федеральный институт педагогических измерений» в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.10.2020 г. №10-683 размещены методические документы, направленные на развитие речи обучающихся:
• Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению;
• Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения).
ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов Российской Федерации; использование результатов анализа итогового сочинения»
- для учителей русского языка и литературы (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации);
-для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации)
Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.